Давайте зададим
себе вопрос: когда мы делаем импровизацию во время выступления,
всегда ли она получается? Вот у нас есть тема. Мы садимся готовить будущую
речь: просматриваем книги с комментариями - одну, другую, третью, составляем
план-схему речи. И пробуем её произнести вслух - раз, другой. Всё, речь готова.
Мы идём к трибуне. И начинаем выступление.
Но неожиданно мы вспоминаем очень интересный эпизод (или короткий рассказ). И нам очень хочется сделать импровизацию и вставить в речь. Вот тут-то и начинается непредвиденное: мы начинаем заикаться, произносить Э-Э, А-А и другие нечленораздельные звуки, т.е. начинаем бэкать-мэкать-экать.
В чём дело? А в том, что мы не подготовили эту импровизацию. Она возникла у нас случайно, поспешно, спонтанно. И поэтому мы начинаем спотыкаться.
В понятие импровизация
есть две составляющие: талант и труд. Альберт Эйнштейн как-то сказал:
«Талант - это 99% адского труда и лишь 1% дарования или особых способностей». Я
абсолютно убеждён, что у каждого оратора есть талант импровизатора. Только его
не видно. Ну, не видно. Он есть, да глубоко зарыт. Как его откопать? Это
требует огромного труда. Надо много импровизировать: каждый день, месяц, год.
И, несмотря на то, что при поверхностном рассмотрении археологические раскопки
своего таланта могут показаться безнадёжными, мы всё-таки постараемся найти
путь, как начать в себе развивать способности импровизатора.
Позвольте рассказать маленькую историю, как однажды мне пришлось делать импровизацию. В Москве собрали 20 дикторов со всей страны и решили проверить, насколько мы умеем почти без подготовки, что называется «с ходу», импровизировать. Семинар вела диктор Центрального Телевидения Валентина Михайловна Леонтьева. Каждому из нас дали листочек с четырьмя словами, которые 1. либо произносятся, 2. либо подразумеваются, 3. либо используются в качестве позиции. На исполнение импровизации у нас было всего 4 минуты. А на подготовку черновика - всего 15 минут. Тем, кто был в конце, досталось больше - по 25-30 минут. Темы импровизаций были самые разнообразные: от международного положения до спорта и семьи. На мою долю выпали четыре слова из музыкальной тематики: ПАГАНИНИ, КОГАН, ОЙСТРАХ, КОНКУРС. Эти четыре слова в качестве задания означали, что я должен был объяснить, кто такие ПАГАНИНИ, КОГАН, ОЙСТРАХ и что происходит сейчас на КОНКУРСЕ скрипачей имени П.И.Чайковского. Кроме того, я мог подразумевать их и рассказывать о музыке. И, наконец, самое трудное: это использовать четыре слова (или одно из них) в качестве позиции. Я избрал последнее - самое трудное. В качестве позиции я выбрал гениального скрипача Л.Б.Когана. И от его имени начал импровизировать. Вот начало этой импровизации:
«Как же он играл эти трели?»
«Он взял в руки
скрипку и смычок, положил на подбородник белый платок, и прислонил щёку к
платку. Голова легла на скрипку, и взгляд устремился в пространство»…
За эту импровизацию я получил первую премию.
Этот семинар преподнёс мне хороший урок. Я составил для себя список разнообразных тем. И стал дома импровизировать. После подготовки импровизации я обязательно записывал себя на магнитофон. И очень строго контролировал. Постепенно одна импровизация стала лучше другой. Я пришёл к двум очень важным мыслям: 1. хорошая импровизация - это хорошо подготовленная импровизация; 2. всякий талант надо развивать, и тогда из него можно вырастить хорошего импровизатора.
Но я понял ещё, что импровизация снимает с языка пудовые гири молчания и необычайно развивает память.
Импровизируйте! Записывайте себя на магнитофон (диктофон, компьютер или диск)! Контролируйте свои записи! Критикуйте себя - жёстко, нелицеприятно (тем более, что вас никто не слышит)! Вы на пути к тому, чтобы стать хорошим импровизатором: нужны упорные занятия, строгая самодисциплина и многолетний труд! Дерзайте!
Всё, что связано с подготовкой импровизации, вы найдёте в Уроке № 24, страницы 667-671 в учебнике «Техника речи для самостоятельного обучения». В конце Урока № 24 для вас составлены 160 тем для импровизации. Вот названия блоков (в каждом блоке - 10 тем): На темы Библии, - семьи, - спорта, - музыки, - истории, - театра, - юмора, - любви, - кино, - русской литературы, - зарубежной литературы, - русского искусства, - зарубежного искусства, - социальных отношений, - праздников, - судьбы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий